Вернуться к списку статей.
Лио Бертес, Варух Телегин
Отзыв о книге о. Арсения (Йовановича) «Бог и рок-н-ролл»
Мы, авторы под псевдонимами Лио Бертес и Варух Телегин — участники литературного кружка «Перелётный крафт-бар»: сообщества современных авторов-антинигилистов.

Антинигилизм — жанр литературы, созданный в поздней Российской империи для обличения революционных и безбожных тенденций, один из известнейших примеров — «Бесы» Ф. М. Достоевского.

Название мы взяли из книги Г. К. Честертона: пусть он и католик, но в романе «Перелётный кабак» более, чем за век до текущего момента, отлично передал положение христиан и консерваторов «в подполье».

Многие из наших участников, включая авторов рецензии, обращены от еретических, сектантских и субкультурных движений, и книга срезонировала с нашими мыслями и чаяниями.
Аватар канала ПКБ с 2022 г.
Лио Бертес:

Сама тема книги мне очень близка: мой отец вырос в рок-культуре и много про неё рассказывал. Я лично был несколько лет в кришнаитской секте и пережил (хотя и позднее, уже после ухода из неё) тяжелейшее отчаяние и депрессию, которые закончились мыслями о суициде и глубокими душевными ранами, что зажили лишь после воцерковления.

Могу сказать, что история автора достаточна типична: рок-тусовка действительно традиционно сопровождается жутчайшей наркоманией и развратом. В её основе действительно находятся гордость и тщеславие. Как предостережение книга неплоха. Стиль очень красив. Видно некоторое пересечение со стилем Святителя Николая Сербского (возможно, случайное, возможно, специальное).

Рассказы о развращённости Запада и стремившихся в него граждан Югославии очень актуальны сейчас, когда в России и вообще на постсоветском пространстве выросло уже несколько поколений, видящих в этой «свободе» идеал. Также посыл книги о. Арсения помогает понять, что дихотомия «советских» и «западных» ценностей ложна: это две формы отступничества.

Варух Телегин:

Я — из поколения, юность которого пришлась на «нулевые» годы, в России это считается расцветом субкультур, от скинхедов до эмо. В подростковом возрасте я был панком, прошёл искушение маргинальной околополитикой и эзотерикой.

История монаха Арсения и его друга напомнила мне свою: у меня был близкий товарищ, мы пересекались с кругами «революционеров» и «деятелей современного искусства». Оба выбрались, и он не погиб, но остался убеждённым атеистом, а также либералом в политике. В конечном итоге близкое общение я всё же прекратил. Хотя для неверующего он весьма благороден, и даже научил меня кое-чему: например, говорил, что будет больше уважать, хотя бы как врага, фундаменталиста, чем теплохладного верующего, который, скажем, хочет совместить рассказ о Творении с эволюционизмом.

Мы с Лио в том и этом году написали книгу «Это ли революция?».

Линия двух персонажей — парней-неформалов начала XX в., по прозвищу Снейк и Мрак, попавших из провинции в Москву и хлебнувших там порока, частично взята из жизни и, в свою очередь, напоминает путь монаха Арсения с его другом. Вавилон, будь то Нью-Йорк или почти забывшая о Боге столица бывшей Святой Руси, — опасное место.

Обложка книги. Автор картины — покаявшийся андерграундный художник.
Лио Бертес:

А мне описание Цветана напомнило одну знакомую коммунистку, которая, увы, отступила от Православия не так давно. Она, кстати, ненавидела Сербию и выступала за Великую Албанию. Про родителей, из-за которых дети становятся развратны — очень, к сожалению, жизненно. Безответственность и холодность воспитания в современности порождает поколения одно другого ожесточеннее. Напоминания о сатанинской природе духовных практик Индии тоже важны: многие люди (даже исповедующие Православие) это недооценивают. В 1990-2000-х годах в России очень многих совратили в восточный оккультизм, особенно индийский.

Варух Телегин:

Это точно. Хочу особо отметить хлёсткую фразу монаха Арсения, которую я внёс внутренне в список любимых цитат:

«Сатана имеет два главных престола на планете. Один в Индии, другой в Америке. На первом он принимает вид мудреца, мистика, спасителя душ, духовного вождя, харизматика. На втором – вид успешного, богатого, способного, довольного, уважаемого современного человека, держащего целый мир на ладони».

Помимо дихотомии социализм/демократия, в России есть ещё и противопоставление запад/восток. Многие благонамеренные, но наивные русские патриоты, видят угрозу лишь из Европы и Америки, и готовы братски лобызаться с Востоком. А ведь это — опасная стихия из язычества, магометанства, пантеизма, тоталитарных режимов.

У меня была знакомая, прежде православная, которая через субкультуры пришла к увлечению наркотиками, а затем — кришнаизму (возможно, бросив предыдущее, но развращение души сектами ничем не лучше). При этом стала исповедовать яростный антиклерикализм, а также идеологии вроде чайлдфри и прочойза.

В конечном итоге, западный и восточный сатанизм — две руки одного нечистого. Одна из идей нашего кружка — не поддаваться ни на западную свободу от Бога, ни на соблазн братания с Азией. Царский путь — посередине.
Принт ПКБ на основе обложки Сектора Газа: православный спасается от демонов современности.
Лио Бертес:

Насчёт рок-культуры. Один мой знакомый был на кладбище на Радоницу. На тот момент он не был христианином и попал под сильное бесовское искушение. Помимо прочего, он услышал некие ритмичные звуки. О существовании таких звуков в голове непонятного происхождения он говорил и ранее — и я сразу решил, что это бесовское. На кладбище звуки точно были бесовские и сопровождали самые страшные искушения. Звуки эти были похожи на рок-музыку.

В целом, напряженная и ритмическая музыка (не только рок, но даже и некоторые формы классики) похожа на шаманские танцы, и имеет примерно тот же источник: соработничество внутренней прелести человека с бесами, которые создают эдакий хаотический порядок.

Я, при этом, если честно, слушаю некоторые образцы «христианского рока» или» и рэпа, но ритм предпочитаю игнорировать: для меня централен текст. Чем менее энергична музыка — тем лучше.


Варух Телегин:

О. Даниил Сысоев (которого, насколько нам известно, почитают в Сербии) в целом не одобрял рок-музыку, в первую очередь не за поведение субкультур, а как раз «демонические ритмы». Хотя параноиком, боящимся безобидных вещей, как некоторые ложные ревнители, готовые сжигать паспорт и уходить в лес от цивилизации, точно не был. У о. Даниила есть такая фраза:

«Чем больше он [рок] будет становиться христианским, тем менее он будет роком».

Рассказ отца Арсения про группу Екатерина Великая (иронично, ведь эта императрица не была образцом благочестия, проводила секуляризацию, и при её режиме даже погиб в тюрьме исповедник, тёзка автора книги, св. Арсений Мацеевич) — просто чудовищный. Открытый блуд и наркомания «христианских» рокеров — это нечто запредельное. Самый, пожалуй, известный из обращённых в Православие неформалов России — Константин Кинчев, получил немало критики за свой мрачно-бунтарский образ и эпатажные шоу, но даже он, пожалуй, до такого не доходил.

Замолвлю слово о некоторых людях. Прошлой осенью мы с женой (она тоже обращена от субкультур, готической и эмо) познакомились лично с Бранимиром (забавно, есть такое сербское имя, в реальности он Александр) и Сантимом (Илия). Первый — бывший бард-гностик, богоборец и богохульник в текстах, пришёл сначала к почвенному русскому патриотизму, а потом и Православию. Второй — лидер группы национал-большевиков «Банда четырёх», также стал прихожанином Церкви. Конечно, тематика их песен задевает и сейчас мрачные стороны жизни, но это скорее авторская песня без шоу и превращения в монстров, нежели классический рок. Что подтверждает тезис о. Даниила. Оба они, к счастью, не какие-нибудь сектанты, а миряне РПЦ МП, так что можно возносить молитвы о духовном укреплении Александра и Илии.

Думаю, в случае с роком и рэпом, стоит говорить не о «православных» их образцах или «миссионерских» (чаще всего подобные группы представляют собой что-то слащаво-сентиментальное, в духе госпела баптистов), а об антинигилистической музыке. В России есть интересные люди, которые в творчестве восстали против пошлости, культа Запада, сатанизма. Например, рэперы «25/17», практически голос поколения, один из их фронтменов, Андрей «Бледный» избавился от тяжёлой наркомании, крещён в Русской Церкви, правда, по взглядам скорее «внеконфессионал», увы
[UPD: несколько лет как официально в РПЦ, но от взглядов Бледного всё равно нередко веет наивным почвенничеством и гуманизмом — В. Т.].

Иногда бывает, что «камни вопиют»: например, левая панк-группа «Cart-blansh» из России записала трек против использования в промышленности абортивных клеточных линий, о чём нечасто говорят даже священнослужители, и тема отдаётся на откуп безумным конспирологам.

Но путь этот опасный и всегда ведёт к компромиссу со средой, а среда эстрадной культуры, что попсовой, что андерграундной — полна дьявольских искушений.
Наш ответ забугорным панкам-антитеистам.
Лио Бертес:

Автор книги действительно по христиански относится к заблудшим: «не гордись, но бойся». Если честно, я не очень понимаю, имеют ли смысл молитвы об упокоении людей умерших в апостасии и наркомании, но автор делает это действительно благородно.

Говорить о невиновности людей, ставших жертвами среды, я все же не стал бы:

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе...?» (Рим 9:21-23).

Что точно — так это то, что мы должны молиться о живых заблудших и всячески помогать им.
Свежий арт DttW. Надеемся, не слишком мрачноштанный :)

© All Right Reserved. ПКБ Inc.
Made on
Tilda