Человеку присуще стремление к чудесному, необычному, таинственному. Это культурный, социальный, философский факт. «Просвещение», всерьёз занявшись «расколдовыванием» (Entzauberung) мира, никоим образом человека этого стремления не лишило. Напротив, это лишь усугубило проблему.
В античном и средневековом мире, где человека, как правило, окружал «туман войны», существование того, что мы сегодня можем назвать «фэнтези», было естественным; однако в это фэнтези можно было верить. Шпенглер приводил в пример факт, что древние греки в жизнеописаниях своих героев не делали разницы между исторической действительностью и мифическим субстратом. В средние века европейцу не составляло труда поверить в истинность легенд из цикла Артурианы; та же легенда о Граале дожила до наших дней и имеет своих сторонников.
Сделаем небольшое отступление. Строго говоря, сам по себе феномен фэнтези — есть не что иное, как дополненная реальность, выражаемая в различных формах, то есть, миф. Именно потому, например, Толкин уверял, что происходящее в его книгах — это доисторические события реального мира. С этой точки зрения мир, созданный Толкином, субстанциально не отличается от мира Песенной Эдды, Артурианы или даже «славяно-арийиских вед».
Все эти мифологические системы — дополнение к существующей «объективной», позитивной, эмпирической и материальной реальности. Хотя следует сказать, что все эти описательные атрибуты дискуссионны: некто может утверждать, что видел эльфов, говорил с аватарой Сварога и тому подобное.
Возвращаясь к фэнтези, до наступления эпохи тотального рационализма и позитивизма человеку было легко верить в существование фэйри, пикси, леприконов и других чертей. В его голове, скорее всего, легко укладывались в качестве реальных событий осада Орлеана и сражение Мордреда с Артуром. Конечно, миф всегда оставлял место для разумного сомнения, однако это сомнение скорее касалось не реальности события, а точности деталей.
«Просвещение» же, осветив всю карту мира, разогнало «туман войны», лишило человека возможности доверия традиционному мифу. С возникновением исторической науки верить в короля Артура стало несколько неприлично, а бояться стригоев — глупо. Мир модерна стал изученным, объяснённым и завершённым.
Однако, конечно, не тут-то было. «Расколдовывание» ещё в эпоху fin de siecle привело к расцвету теософии, антропософии, völkische течений. Уже тогда, когда модерн ещё занимал лидирующие позиции, пошёл процесс «десекуляризации», обратного «околдовывания» мира. Рерихи, Блаватская, фон Лист, Серрано, Деви — это лишь те, кто сразу же приходит в голову. Эти люди своими вариантами дополненной реальности, часто весьма деструктивными и с христианской позиции неприемлемыми, повлияли на мир существенным образом.
Питающиеся из этого же источника мифы о нацистских летающих тарелках, об обществе VRIL — вот истинное фэнтези, чистая мифология, абсолютно тождественная по своему восприятию Артуриане или «Энеиде». Особенно интересен тот факт, что в 1871 году британский писатель упомянул в своей фантастической книге «Грядущая раса» существование энергии «Врил» — и через несколько десятилетий этот художественный вымысел лёг в основу существования целой плеяды мифов и легенд о тайных обществах. Этот миф существует и поддерживается даже сегодня — итого около ста лет.