Вернуться к списку статей.
Варух Телегин, Стефан Царицын
Советы по христианской фантастике

С сомнительной высоты духовного и авторского опыта посоветуем кое-что людям, намеренным писать о христианстве и не выставить себя пособниками легиона. Заметка обозревает тропы фантастики с позиций православного христианства.

Если вы – инославный или светский автор, пишущий нечто реакционное и нетолерантное – тоже посмотрите. Ибо зачем лишний раз вляпываться в лужу банальщины и профанации?
1. «Вышние силы». Вы действительно готовы писать о психологии Бога и ангелов? Корректно изобразить Царствие Небесное? Ваши герои – ровня Аврааму, Иезекиилю, Иоанну Богослову? Вспомним завет Хичкока об ужасах: чем меньше видно, тем страшнее. Он применим и в нашем случае. Прикосновение к Богу возможно через Таинства Церкви, а Его лично «нельзя увидеть и остаться в живых» (Исх. 33:20). Что касается ангелов – крылатые с арфами создания – элемент европейского искусства, в иконографии всё разнообразнее и суровее. Но писать про ангелов нарочито-психоделично, игнорируя образ крылатого героя, – тоже извод постмодернизма и декадентской игры, так что стоит соблюдать умеренность.

1.1. Святые. Аналогично ангелам. Описывать панибратские беседы с угодниками Божьими – моветон. Это ведь новая страница в их посмертном житии: прямое противоречие «лору».
Другое дело – помощь герою по молитве. Кстати, «спеки» (кто помогает в бою, кто в семейной жизни, в медицине) не возбраняются. Только без крайностей типа «икона от катаракты, икона от грыжи». Впрочем, нам такое не грозит: у современного поколения обратная крайность в моде, рационализм.

Не «спасайте» самовольно тех, чья участь Церкви не известна! Вспомним цитату неизвестного отца, переданную Рафаилом Карелиным:

«Если я попаду в рай, то удивлюсь трем вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!»

1.2. С демонами полегче. Перед врагом ведь нет ответственности. Но есть – перед Богом: не обелить рогатеньких. Демон – не способен к покаянию и точка. Он – не физическое существо (потому и не могёт, как не могут каяться души после смерти). При том физически вредить – ещё как горазд. Человек защищается от нечистого молитвой и святыми символами, не серебряными пулями или пиломечом! Такой вот режим nightmare. Эксплуатировать беса – многие удивятся, но возможно. Только ваш герой – не святой: не повторяйте в отсутствие специалиста, как говорится.
2. Магия. Внезапно – описание в нашем мире возможно.

Не читайте секулярное нытьё, что «христиане в магию не верят». Верим – как в бесовское действие. Не только психологическое: буквальная магия встречается в Библии и Предании неоднократно: вызов духа Самуила, проделки Симона Волхва, история мч. Киприана и Иустины и др. (приводятся, например, в этой статье).

По теме имеется труд Курта Коха, полный свидетельств о колдовстве, на него (с оговорками: автор католик) ссылается отец Серафим Роуз в труде против нью-эйджа.

То есть лично вы можете не верить в магию, но для христианской фантастики это... не фантастика.

Чёрная и белая магия – обе хуже. Магией нельзя успешно бороться со злом. Принцип «бей врага вражиной» в христианской вселенной – не работает.

Это относится не только к чарам: спасать кого-то самоубийством или душевно укреплять сексом вне брака христианский герой не будет; точнее, он может это сделать, но тогда он антигерой, и ответственный автор опишет это как падение.

2.1. Псионика. Если хотите наукообразной, нравственно нейтральной псевдомагии, – придётся сильно урезать красочность, сделав скилл на уровне «извлечения корней из огромных чисел», «отличного музыкального слуха». Предсказания, «сияния», экстрасенсорика – идут по статье колдовства. А ещё можно совместить научную подачу и истинную суть псайкерства ;) назло, так сказать, колдунам-учёным.
3. Мифические существа. Признаются Церковью выборочно, читать, например, здесь. В принципе, на ваш вкус. От науки не убудет, а введение в исторический сюжет того же дракона ещё и позволит вам погреться от пожара пятых точек сциентистских фарисеев.

3.1. В народном восприятии фейри иногда считают «недопадшими ангелами». Поскольку христианство – чёрно-белый сеттинг, такие выверты не пройдут. Если нечисть однозначно злая – это бес, см. выше.

Если предполагается неоднозначный характер существа/народа – пусть будут подвидом человека или нашим собратом, искажённым магией (в отличие от демона, такой операбелен).

Существует предание, что всякие кентавры, великаны, карлики, пошли от строителей Вавилонской башни, магически мутировавших из-за своих художеств —  вот это будет в тему.

3.2. Нежить. Как ни тянет погреметь цепями и почавкать мозгами, но в христианстве душа покидает землю на третий день. Роль призрака могут выполнить видения от Бога (укор убийце) или дьявола (испуг, деморализация). Если у вас труп оживает, пусть оживает «машинно», без возвращения души. Или наоборот: вообще не умирает, как оригинальный зомби.


[Что касается вызова духа Самуила Аэндорской волшебницей, это событие имеет отношение к судьбе царя-помазанника, то есть важно для ветхозаветного домостроительства; мы на такие фундаментальные вещи не замахиваемся]
4. Научная фантастика. Сколько б Коперников мы ни сожгли, но – вполне подходящая для христианина область. Не надо рисковать, играясь с мистикой. Хорошая новость: можно переносить действие на века и тысячелетия, ведь час Светопреставления неизвестен. Только имейте чувство меры и вкуса. Для существа, с трудом планирующего выходные, мы слишком гордо прибавляем нули в сочинениях.

Что религия и наука занимаются разным, признали даже авторитеты из седьмого «Б», так что не надо бластеров на святой тяге и космического такси в рай.

Отдельные замечания:

4.1. Путешествия во времени. И так слишком «мягкая» область, да ещё и противоречат христианскому линейному времени. Nuff said.

4.2. Апокалипсис, как мы знаем. Не надо слишком подрывать Землю, особенно в прямом смысле. Нам ещё на ней Страшный Суд встречать.

4.3. Мутанты, клоны, киборги и др. трансгуманизм. Для начала изучите, кто это такие. Киборг – человек с техническими «добавками», в отличие от робота (см. ниже), то есть наш обычный собрат. С клоном дела посложнее, но что он не человек, не утверждается, разговор идёт о неэтичности экспериментов.

4.4. Робот – бездушная машина. ИИ – ограничен логикой, не обладает самосознанием. См. феномен Философского зомби. Но и примитивная нейросеть способна навредить, даже имитируя разум. Простор для киберпанка большой. А ещё в роботе может кто-нибудь поселиться...

4.5. Инопланетяне. Разумные расы, помимо людей, Бог не создавал. Для сверхдалёкого будущего возможны «мутанты» из людей. А ещё НЛО это – бесы. Тыц. Кто обиделся, жаловаться в Спортлото, когда предъявите живого гуманоида.
5. Иные миры. Спорный момент. Арда – «Земля в прошлом», Нарния – «альтернативный (созданный Богом) мир». Для православия опыты сэров Инклингов слишком вольны. Какой выход? Если нет планов на СФС, можно взять древние пласты истории Земли.

Задумка тянет на психодел – перенести всё в мир снов по опыту Лавкрафта. Ещё вариант – «бесшовный мир» магического реализма, как у К. Леонтьева в романе «Дитя души» (автора иногда заносило по политической линии, но его фундаментализму отдадим должное: нести пургу не стал бы).

Или вообще создать постмодерновую рамку «это всё виртуальная реальность». Заодно и штампы воспримут мягче. В таких декорациях с определенной осторожностью «хорошие» герои могут пустить фаербол, открыть портал, потрещать с драконом... но увлекаться не надо.
Мы, конечно, не претендуем на истину в последней инстанции... И вряд ли стоит записывать в борцы с верой тех же Пушкина и Гоголя, создававших истории о нечисти... но теперешние писаки-профанаторы, от МТА и фикрайтеров до признанных, к сожалению, официозом Церкви, фигур – не классики, не феномены, а часть того культурного легиона, который сочетает претензии на безграничную свободу фантазии с поразительной заезженностью секулярных штампов.

Больше читайте Писание и Предание, изучайте мифы и сказки с оглядкой на Церковь. Знакомьтесь с классикой консервативной литературы, но держа в уме, что все смертные, особенно творческие, не застрахованы от ошибок. Массовый поп-корн фильтруйте сугубо и трегубо, он почти весь отравлен гностицизмом и прогрессивизмом, либо просто неумён. Но это не снобизм: и в комиксах, и в японской культуре, и в мультипликации, встречаются бриллианты (ну или хотя бы просто камни) среди нечистот, иногда находимые и нами, но искать их надо долго.

Сохраняйте трезвый рассудок, и продуктивная фантазия не иссякнет – приложится. И не забывайте – есть ещё жанр реализм ;)

© All Right Reserved. ПКБ Inc.
Made on
Tilda