Вернуться к списку статей.
Orthodoxy or trolling: антиповедение, антимир и антинигилизм
Эта заметка основана на изучении антиповедения и антимира. по статьям Б.А. Успенского и С.Е. Юркова. Можно прочитать сперва их, держа в уме, что исследования написаны со светских позиций.
Антиповедение – «поведение наоборот», переворачивание привычных законов и логики. Антимир – созданная таким поведением реальность. Антиповедение заключается в отмене социальных, юридических, половых, языковых норм, а также связано с загробным миром, нечистью, колдовством, кощунством. В общем, изнанка нормативной культуры.

В традиционном христианском обществе aka Навозные века антиповедение было табуировано. В лучшем случае ему отводилось маргинальное место (европейский карнавал), а нередко носители подвергались репрессиям (шуты на Руси). Имея развлекательную обёртку, антиповедение уходит корнями в глубины тёмных культов.

Иногда антиповедение практиковала элита. Успенский и Юрков в этой связи упоминают опричный период Ивана Грозного и развлечения Петра I. Неудивительно, что эти цари хуже всего уживались с Церковью. Иногда на сторону антимира попадали консервативные народные массы: например, старообрядцы, от крайнего ригоризма пришедшие к анархическому сектантству. Но в основном Антимир был маргинален: в нём переплетались бунтари, разбойники, колдуны, нечисть.
Восхождение Антимира начинается в эпохи воз(вы)рождения и просве(свин)щения. Кстати, где-то рядом мелькают масоны – но это, конечно, бредни тупых конспирологов… В XVIII-XIX веке постепенно наступает секуляризация, берёт реванш внецерковный мистицизм, политика и социальные нормы становятся либеральнее. На волне этого, к слову, появляется классический антинигилизм.

К XX веку п̶л̶а̶с̶т̶м̶а̶с̶с̶о̶в̶ы̶й̶ Антимир победил окончательно, что в России, что на Западе. Где-то его принесли на штыках, где-то – в лекциях и песнях. То, что сейчас считается нормой цивилизованного мира, – классические атрибуты антиповедения. Либеральные и социалистические страны построены на революционном фундаменте. Героями считаются ниспровергатели порядка. Происходит смешение полов, маскулинизация женщин и феминизация мужчин, про ЛГБТ и трансов и так всё ясно. Индустрия развлечений бьёт рекорды по прибыли, бытовой и даже нецензурный язык занимают место священного и поэтического.

Любопытно, что антимир прихватизирует в свою орбиту и нейтральные для Церкви вещи. Примером тому повестка в расовой области. Христиане не могут спорить, что все расы – родня по Адаму и Еве, но антифа и SJW не отстаивают образ Божий в цветных, а практикуют «переворачивание мира», где всё смешано и перепутано, превозносят на пьедестал скорее не природного, а другого эфиопа.
Понимают это и с правой стороны. Арт художника Eugene Nuar с дополнениями от альт-райтов.
То же самое с модой на уродства, заполонившей Инстаграм и Тик-ток (обойдёмся без скриншотов). У адептов антимира она зиждется не на христианском сочувствии, а на инверсии красивого и страшного. Очень показательны в этом плане клипы богохульников вроде Мэнсона и Линдеманна, куда зовут «нестандартных моделей». То же относится и к душевному здоровью: одной рукой его вроде как лелеют во имя гуманистической психологии, другой – романтизируют всякие депрессии и биполярки.
Антимир в культуре
В то же время в реальном мире тотальное антиповедение нежизнеспособно, да и властью, даже прогнившей, как правило не одобряется. Поэтому его «апостолы» выбрали для себя… правильно, вымышленный мир.

Бурное развитие медиа в XX-XXI веках позволило создавать реалистичные и увлекательные образы, и львиная их доля отсылает к тому, что раньше было изнанкой культуры.

Типичными примерами антиповедения являются рок-культура и гик-культура. Это не ворчание бабушек на лавке и не поиск скрытых посланий при обратном прослушивании треков. Далеко не все творцы неформального жанра являются извращенцами и открытыми богоборцами, но их нарратив и эстетика однозначно отсылают к антиповедению той или иной степени погружения. Антимир предстаёт либо в реалистической обёртке (война, разврат, анархия), либо в фантастической (магия, нечисть, пришельцы, иные миры).

Для неформальной культуры героями становятся те, кого воспринимали в христианском мире как минимум неоднозначно (фейри, люди искусства) либо как врагов: викинги, ассасины, маги, вампиры и пр. Это настолько въелось в наш быт, что с трудом воспринимается как раздражитель даже консерваторами. Есть, конечно, нейтральные проекты, например, группа «Sabaton», поющая обо всех воинах понемногу, включая русских, но даже у них имеется антиклерикальный трек. Антимир, лицедейство, подсознательное отторжение Божественного Порядка.
Даже хтоническому злу можно придумать няшную обёртку (человеческая версия Шелоб в игрухе «Shadow of War»).
Сами по себе фантастика и беллетристика не являются злом. Страшилки, сказки, потешки (по-новому: хоррор, фэнтези, стендап) существуют испокон веков. Но раньше они занимали нижнюю нишу культуры, а на вершине пирамиды стояло Христианство. Церковь потеснили светские идеи, они в свою очередь развалились, будучи пустышками. Место их заняла культура антиповедения, местами превратившись в моральный ориентир. Наименее освещённый (и освЯщённый) ярус – подвал, объявили краеугольным камнем.

Естественно, вся эта компашка едина в ненависти к догматическому Христианству, организованной Церкви и домодерновым государствам, формы могут косметически отличаться: коммунизм, либерализм, SJW. Если они и верующие, то аморфно, а если за порядок – то нереализуемый, типа какой-нибудь «власти учёных мудрецов» или вообще «искусственного интеллекта». Все они любят нОвуку, но тоже не скучную, а ту, которая поможет приблизить к антимиру: генетика – чтоб вывести мутантов, космонавтика – чтоб улететь в космос и спариться с чужими.

Испарения из подвала дошли и до нормативной культуры. По ТВ идут битвы экстрасенсов, выступают андрогинные поп-звёзды и криминальные рэперы с блатарями, респектабельные клубы отмечают Хэллоуин, народ дружно устраивает новогодний треш и «пятницу-развратницу» в дни христианского поста. Правительство выдаёт антиповедение дозированно, чтобы плебс совсем не слетел с катушек, но был достаточно накачан духовным наркозом. Что официоз, что андеграунд, поражены порчей.
Соевые герои и до-обрые монстры от российского кинематографа («Вратарь галактики). Сколько ни снимай про потешных богатырей, а когда нет истинной веры, придёшь к аляпистому трансгуманистическому калу.
Временами неформальная среда триггерится от диктатуры толерантности – но увы, почти всегда это ради дальнейшего неограниченного развлечения, а не из нравственных соображений.

Посмотрим теперь на другую сторону баррикад: правый фланг политики, где оказались большинство читающих это.
Антиповедение в правой среде
В чём причина кризиса патриотического и правого движения?

В заражении его антиповедением.

И дело не в личных грехах участников (свои бы посчитать), а в общем настрое.

Здоровый патриотизм и национализм успешны там, где есть реальные традиционные институты: церковный, семейный, педагогический. В урбанистических секулярных цивилизациях они размыты.

Утеряв корни, идеологи правого фланга тяготеют к антиповедению, а массы по простодушию копируют их. Возьмём признак карнавальности: как тут не вспомнить театрализованные мистерии нашистов, кургиняновцев, евразийцев, патриотических байкеров…
Орочья тачанка-оборотень. Видена Трактирщиком в реале...
У правой оппозиции это выражено не меньше, а то и хлеще. Есть, конечно, старые патриоты-черносотенцы, которые держатся в рамках, да и у них активисты нередко напоминают реконструкторов в медвежьих шкурах. Ну, а интернет-поколение праваков – это нечто...

В некоторых чатах нас поразило, как патриоты и неонацисты защищали от критики фантастику и рок. Не просто по любви к произведениям, а выискивая «базированные смыслы». Хотя что в Новой Империи, что в Новом Рейхе, всё это записали бы в «дегенеративное искусство» (насколько это правильно в конкретных случаях, оставим за скобками). А всё просто: эти праваки на деле не за Империю и Рейх, а за Антимир, только со своей спецификой.

Типичным примером карнавальной культуры «справа» является движение альт-райт. Впрочем, с пиндосов спрос меньше: и так бездуховные, да и в своё время в своём месте оно было уместно против совсем чудовищных легионеров…

Лучше привести в пример наших, исконно-посконных строителей Р̶П̶Г̶ РНГ. Вот уж где перевёрнутый мир во все поля! Аниме, фурри, мемы, задротство, эротика, пошлые певички в роли «святых»… Несмотря на яростные баталии против леваков, в ключевых моментах «базированные гигашлёпы» с завидной регулярностью выступают на стороне инфернальных сил: против строительства храмов, православных традиций, законодательного запрета греха и пр. Если им и нравится что-то брутально-патриотическое, то непременно с инфернальным привкусом: например, небезвестный храм с красными звёздами, так похожий на их любимые игрухи. Неудивительна типично рок-н-ролльная смерть одного из лидеров правачков, напоминающая даже не о Цое и Летове, а личностях вроде Джи Джи Аллина и Алексея Фишева…
Типичная атмосфера российских правачков. Впрочем, в сопредельных странах ситуация сходна.
Само собой, в правых кругах есть личности и группы, не имеющие ярко выраженных дефектов, но среда тянет таких вниз по логике ведра с крабами. Больше нормативности в поведении у воцерковлённых деятелей. Превращение христианства в карнавал – отдельная и больная тема, а мы рассмотрим другую: может ли асоциальность встать на службу Церкви?
Положительное антиповедение
Успенский и Юрков приводят два типа антиповедения, которые оценивались в православной России позитивно:

1) «Карательное»;

Приводится пример, относящийся к Церкви – нелепые костюмы для еретиков-жидовствующих от святителя Геннадия Новгородского. Как писал Д.С. Лихачёв,

Это было не столько осмеяние, сколько разоблачение еретиков — «причисление их к изнаночному, бесовскому миру

2) Феномен юродства.

Нынче многие отождествляют юродивого и шута, как из-за ошибок того же Лихачёва, так и банального незнания матчасти.

Успенский и Юрков, хоть и не мыслят догматически, эти феномены отделяют, говоря, что юродивый в сути не комичен, не ставит цели ни смеяться, ни смешить, хоть и совершает эксцентричные поступки; более того, его образ печальный и бедственный.

Говоря языком тропов, у юродивого – чёрно-белая мораль, а у шута – релятивистская, гедонистическая.

Когда сатанисты и кощунники из мира искусства отвечают на обвинения: «это лишь шоу», «это просто фантазия», они технически правы, хотя это не снимает их вины. Антимир – показательно несерьёзен, идеалисты, находясь в нём, имеют шанс вырваться, когда им наскучит тупая безыдейная вакханалия. Можно вспомнить Е. Летова, который отвергал почти всех современников и говорил, что «за рок надо расстреливать».

Это, кстати, к тупым сравнениям юродивых ради Христа и дегенератов, фоткающих пятые точки на фоне храмов.

В общем, оба типа дидактического, полезного антиповедения, не являются классическим юмором.

Есть и другой важный момент:

Поскольку мир «нормы» и мир «кромешный», с точки зрения юрода, смешиваются, становясь единым антимиром, он выделяет себя в мир особый, сакральный, которому на земле не находится места, это как бы третий мир, перевернутый и в отношении к миру и к антимиру. И смех. и серьезность, принятые в этом мире, одинаково являются врагами юрода, как определенные сложившимися культурными нормами — этого мира. Здравая стратегия, особенно в современном мире ложных дихотомий. Говоря современным языком: не вступать ни в мэйнстрим, ни в субкультуру, ни в унылый казённый патриотизм, ни в революционный легион, ни в ряды теплохладных «легойдовцев», ни (упаси Боже) в секты модернистов-неокатаров.

Итак, чёрно-белая мораль, грустный и серьёзный тон, противостояние конформизму и нигилизму одновременно – вот черты «положительного антиповедения».

Можно увидеть эти черты в антиутопиях Инклингов, в книге «Дети против волшебников», в антинигилистском хип-хопе и панке, в православном акционизме группы «Божья Воля» (до ухода лидера в либералы).
Акция креационистов в музее Дарвина, позитивный вандализм.
Многим ортодоксам от православных депутатов до блогеров свойственны элементы троллинга. Точнее, некий цинизм и язвительность к безбожному миру, которые принимают за троллинг. Не раз и не два атеисты говорили про тех, кто считают «фанатиками», что они «притворяются», что это «наши под прикрытием». Конечно, у многих такой нрав связан с личной гневливостью и прочими немощами, но здесь просматриваются отблески дидактического антиповедения.

Сатира в Православии возможна как аналог надписи «се воинство сатанино» на лбу злодеев, которые пытались маскироваться.

Само собой, на этом пути нужна осторожность… Стоит оторваться от спасительных догматов и смирения перед Церковью, и положительное антиповедение обернётся обычным, смеховым.

Показывая тёмный мир, легко подать соблазн к его романтизации:

В каком-то смысле не только Толстой, но и Достоевский был "зеркалом русской революции". Любовь русского человека к заглядыванию в бездну, о которой так вдохновенно говорил Достоевский, обернулась для него падением в эту бездну. Самое страшное противоречие у героев Достоевского - это когда человек понимает, что такое "идеал Мадонны" и не отказывается от "красоты Содома". То же можно наблюдать среди христианских рокеров, рэперов или современных «мемоделов», чьи манеры, эстетика и тематика нередко отдают инфернальным душком, а богословские мысли становятся фривольны, не сказать жёстче. Мы сами далеко не праведники и в какой-то мере поучаствовали в формировании субкультурщины на правом фронте, но честное признание этого – шаг к дальнейшему росту.
Действительно, скажут многие, – ПКБ является субкультурным с его фантастикой, рок- и рэп-треками, обзором игр… Но, скажем прямо, на поле субкультур мы не приживаемся: вспомним историю с Посмотрели, Викитропами, Миром фантастики, чатом авторов Мракопедии. То же и на политическом фронте: попытки ввинтиться что к патриотам, что к русофобам, потерпели крах.

Ну, на то Крафт-бар и перелётный! В оригинальном произведении Честертона герои боролись не только с падшей элиткой, но и троллили разных сектантов и претенциозных писак.

В чём таким образом цель современных антинигилистов?

В поиске людей, склонных к антиповедению, но имеющих задатки к его преодолению, и в объяснении им, что есть объективные добро и зло, что нужно сторониться как нормисов-теплохладников, так и бунтарей из Антимира.

Творчество при этом – будь то рассказ, карикатура или музыка, – носит не характер самоценности для эстетического самолюбования, а является способом обличить то или иное зло.

Крафт-бар (бар ремесленников, крафтеров) летит через Антимир, защищаясь от пагубного излучения, принимая людей из внешнего мира и иногда, увы, отправляя за борт тех, кто принёс с собой духовную заразу.

В процессе составления статьи вспомнился любопытный факт.

Первый арт про ПКБ создан на основе фильма-мультика «Cool World»:
«Параллельный» или «крутой» мир в фильме – скопище порочной и асоциальной рисованной нечисти с инфернально-гигеровскими фонами. Полная деконструкция «мудрой ноосферы» и «добрых мультяшек». Этот мир пытается вторгнуться в реальный, герой должен остановить процесс. Сюжет там тоже с релятивизмом, типа два мира могут сосуществовать. В реальности, как показала практика, это недостижимо, уж точно не в наше время.

Эпоха интернета готовится смениться чем-то новым. Апостолы трансгуманизма говорят о биоцифровой конвергенции. Если книги, музыка и даже игры лишь частично погружали человека в Антимир, то полностью это сделает Метавселенная.

А потому надо быть готовыми полететь и через эту среду, не развратившись, не попав в ловушку и сохранив боезапас из нужных слов.

© All Right Reserved. ПКБ Inc.
Made on
Tilda