Вернуться к списку статей.
Варух Телегин
Мрачноштанное христианство
В последние годы в интернете распространилась мода на выпячивание мрачных, «‎жутких», «‎неотмирных» образов в христианской культуре. Можно считать это реакцией на нездорово сентиментальную эстетику вроде ангелочков-купидонов эпохи Вырождения или открыток из ВотсАппа... но, как метко сказал Клайв Льюис, «‎дьявол посылает ошибки парами». Обратная крайность стала не меньшим посмешищем.

Название феномена — отсылка к тропу «Мистер Мрачные Штаны», он же edgelord, что означает карикатурно мрачного персонажа либо поклонника таковых, обычно — инфантильного эскаписта или мизантропа, мечтающего быть «‎не как все» и «‎пугать обывателей»; но эффект получается, как правило, обратный.
Да, вот эти ребята. А ниже подробнее...
Пожалуй, самое известное проявление МШХ «библейски точные ангелы». За последние годы были созданы десятки, если не сотни мемов, где ангелы изображены как скопление перьев, глаз и колёс, а иногда и вовсе какие-нибудь геометрические фигуры. Давайте разберёмся, как оно на самом деле.

Вброс основан на видении пророка Иезекииля, описанном в 1-й главе его книги:


И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.
И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.
А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.
Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.
Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах...


Подобного в Библии, прямо скажем, довольно немного, и образность чуда на реке Ховар действительно может поразить воображение. При этом, что важно, Иезекииль видел херувимов, пребывающих с Богом на Небесах. А вот ангелы-вестники изображаются людьми.
Два города? Это про возмездие Содому и Гоморре за ангелов? Если так, то это Ветхий Завет… Эпик фэйспалм и двухзначный IQ у автора.
Так, Господь в виде Троицы явился Аврааму и Сарре как три вполне «человечных» странника. Архангел Рафаил в форме человека сопровождал Товию в его походе (скрывая до поры до времени свою сущность; для кого это спойлер: Писание надо было читать ;)). Укреплявший пророка Даниила с его друзьями в огненной печи ангел также не имеет никаких «хтонических» черт, как и Гавриил при Благовещении (последнее — уже Новый Завет, но так или иначе они оба — от одного Бога).

Да и называть самого Тетраморфа «лавкрафтианским» — большая натяжка. Ведь лев, орёл и бык — животные благородные и красивые с точки зрения восприятия среднего человека. Быки-херувимы так вообще стояли в Скинии Моисея. У ГФЛ монстры были бы похожи на всяких там членистоногих и кишечнополостных. И не несли никаких пророчеств о спасении, а пожирали бы рассудок и всё такое.

Более того, Седьмой Вселенский Собор в 787 г. постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде: как мужи. Так что и сахарно-сиропные херувимчики, и мрачноштанные монстры, являются одинаковым неканоном.

Есть, правда небезызвестная греческая икона ангельских чинов. Правда, хоть с какой-то натяжкой назвать там «психоделическими» можно только средних в верхнем ряду херувимов, да и образ этот не общеупотребительный, скорее некая икона-схема.

Но мрачноштанникам это не помешало наклепать, помимо картинок и мемов, даже ролики по теме. Затем сформировался целый слой сетевого хомячья, кто считает, что везде в Ветхом Завете ангелы — это такие монстры а-ля Лавкрафт. Авторы мемов про «библейски точных» ангелов не только игнорируют реальное христианское учение, но зачастую и банально кощунствуют, принижая «обычных скучных ангелочков-людей».
Дегенеративные фантазии засорённого нечистым мозга.
Ещё одно ярчайшее проявление моды — изображение мученика Христофора как песьёглавца. По одному из преданий тот действительно имел голову, похожую на собачью. Поскольку вопрос этот не вероучительный, есть версия буквального обладателя звериного облика (в Предании Церкви упоминаются и другие представители т.н. фейри; по одной из версий, это потомки строителей Вавилонской башни), либо о том, что Христофор просто был уродлив видом.

В правление Петра I Святейший Синод запретил писать Христофора с собачьей головой, дабы не смущать народ. В нескольких храмах такие изображения, тем не менее, остались, что дало почву для «пересмотра лора».

Христофор-псоглавец вызывает писанье кипятком у некоторых околоверующих — например, фанатеющих от эстетики «хтонично-брррутального старообрядчества» праваков (правда, длина службы по старому обряду или суточный круг молитв ввели бы их в ужас похлеще, чем самая страшная псевдоикона Христофора) или соевых любителей фэнтезятины. Мученик для них представляется этаким героем обложки альбома «Powerwolf».
Мрачноштанная псевдоикона.
Есть и другие проявления МШХ, например:

1) Снова Иезекииль, глава 37. Видение поля сухих костей, которые обрастают мясом, и мертвецы оживают. Пророчество о возвращении израильского народа из плена, ну и вообще, о переходе от упадка к процветанию, но для мрачноштана — ыыы, зомбиапокалипсис)0)00.

2) Особая тяга к Евангелию от Иоанна на фоне Синоптических, якобы потому, что оно «мистичнее», ибо там много упоминаний Света с большой буквы (не Тьмы, к слову, но всё равно «круто и загадочно»); в какой-то мере попахивает сектантством.

3) Икона «Всевидящее Око» — не новодел, но изображение не все пастыри принимают (правда, среди таковых довольно либеральный митр. Иларион, но не тем не менее). Стоит ли говорить, что с XIX в. популярна она в основном у старообрядцев? Ну, а мрачноштану, естественно, нравится, что там «ыыы глаз много, хтанична)0)00».

Эстетика черепов, в частности, костниц, да и кладбищ в целом. Память смертная, так сказать, уровня Б, ведь нередко мрачноштан забывает любви к смерти, например, из-за появления ОРВИ с летальностью в 2 % (прям как готы-позёры в 00-е годы). Впрочем, бывает не совсем так: некоторые любители христианского мрачноштанства, если были на фронте, например, — не так уж боязливы, но наличия нездоровой фиксации это не отменяет.

Внешнее предпочтение монашества — семейному пути. Скорее всего — замаскированное хикканство, ибо «что-то я не вижу корабля за окном» (с). Сюда же исихазм как что-то «мистическое и неотмирное», типа переноса в иные миры и т. п., с презрением к «бытовым» аспектам христианства: личному благочестию, семейной жизни и т. п., и эстетика схимников: хотя облачение с черепами — атрибут сверх-строгой жизни, а не посиделок в сети за мЕмАмИ.

Любовь к эстетике издания «Death to the world». Кто не знает — это американский православный фанзин, повествующий о панках и прочих нефорах, которые пришли к Церкви. Для их публикаций характерна как раз ч/б-палитра со всякими там черепами, мрачноватого вида монахами и старинными шрифтами. Задумка, прямо скажем, довольно ситуативная, копировать бездумно этот стиль — именно что эджлордство.
Хипстерско-модернистский проект После иконы использует в том числе мрачноштанную эстетику.
Древо судят по плодам, а плоды мрачноштанного «христианства» — вовсе не интерес к глубокому познанию веры или аскетическим подвигам, а тупое гыгыканье над святынями и сведение практически всегда светлой эстетики Церкви к, прямо скажем, единичным «криповым» образам. Вселить священный трепет подобные рисоваки не способны в принципе, и могут разве что потешить скучающего поедателя поп-корна, пройдя в ряду фэнтези-артов, обложек муз. групп, мишуры с «праздника» хОЛуин и т. п.

© All Right Reserved. ПКБ Inc.
Made on
Tilda