Частый аргумент, который используют критики приверженцам автохтонной религии: "если бы вы родились в другой культуре, то не принадлежали бы к этой религии". Что вы думаете по этому поводу? Насколько для вас выбор религии был обусловлен средой?
Стефан:
Мы православные потому, что православие для нас более богословски убедительно и потому мы считаем его истинной верой. Мы хорошо знакомы с богословием других конфессий и периодически занимаемся апологетикой (хотя бы и для себя).
За себя скажу, что по-настоящему я уверовал уже во взрослом возрасте, предварительно пройдя период увлечения разным: в том числе, например, католицизмом.
Более того, мы с Варухом оба неформалы по духу, по логике автохтонной доминирующей среды, мы скорее должны быть как раз не православными, а какими-нибудь мормонами.
Я бы еще заметил, что православная вера, к сожалению, в СНГ не настолько распространена, как кажется со стороны. Потому среда здесь мало что реально определяет.
Варух:
Похожая история, только «зеркально отражённая» географически. Я родился в мусульманском регионе, хотя и не экстремальном вроде Чечни. На дюжину мечетей – один православный храм. Меня крестили младенцем, но катехизации не проводили, не «пичкали» религией, как сказал бы либерал. Моё обращение было после 20, воцерковление – ещё через три года. В юности тяготел к разным оккультным темам, конечно, был противником Церкви. А к православию стал приходить через имперство, евразийство, советскую тему. Их, конечно, со временем нельзя было не отбросить.
Конечно, в приходе именно к православию есть такой момент «примирения со средой», со старшим поколением, и пр. Тем не менее, если бы целью было только примирение – можно было стать обычным патриотом, скажем. А православие, наоборот, вызывает конфликт с мнением большинства россиян: например, относительно СССР.
В общем, вероятность обращения к осознанному православию в Европе, России, США, не так уж различны. В Иране или КНДР это было бы сложнее, конечно.
Стефан:
Православие может предложить ответы на сложные вопросы и немцу, и американцу, и англичанину, и всем людям из разных культур. В Германии, например, есть православный монастырь, где самые что ни на есть автохтонные немцы через православие возвращаются к своим корням из шестого-седьмого века, разрабатывают свою традицию пения...
Варух:
Для меня сейчас главный аргумент, почему православие истинно, не для приверженцев русской культуры, – что оно максимально неотмирно. По-моему, очевидный факт. Календарь, посты, язык богослужения и прочие «непопулярные» вещи, – не просто внешняя обрядность, они позволяют ощутить ту, древнюю христианскую атмосферу. Без них Церковь стала бы клубом хороших манер, потеряла бы соль.
Что для вас сегодня значит быть православным? Как это сказывается на поведении, какой практики требует?
Варух:
Главная тенденция – крушение традиционных конструкций вроде «симфонии», концепции Третьего Рима. У Достоевского Россия и православие были неразделимы, у Ильина и Солоневича – всё ещё связаны. В наше время это неочевидно. Мир вступает в ренессанс язычества, во всём: языческий патриотизм, как в храме ВС РФ, массовый спорт, массовая культура, пронизанная нью-эйджем, трансгуманизм, науковерие, культ космоса в буквальном смысле. Христианство переходит в более подпольную форму. Но стоит сразу сказать, что это не призыв к «возрождению апостольского века»: под такими лозунгами все только отпадали от Церкви, будь то гностические секты или нынешний балаган кочетковцев/АПС. Мы не считаем Константинову эру ошибкой, как либералы – более того, это пик развития сынов Иафета, – но у всего земного есть свой срок.
Стефан:
Быть православным — это постоянное напоминание себе о неизбежности своей, возможно, очень скорой, кончины; это ожидание Суда, который может случиться прямо сейчас; это бесконечная борьба с собственной греховностью.
Отсюда, быть православным — это не быть лицемером, который прячет свою веру, чтобы «никто не подумал, что ты мракобес». Это стремление помочь ближнему. Не лайками и репостами, а действием, братской любовью, советом.
Из практик это, конечно же, требует посещений Церкви, регулярной Исповеди и Причащения Святых Христовых Тайн. Именно благодаря этому твой взгляд не затуманивается, и ты видишь всё зловоние собственной греховности, а не считаешь себя праведником.
Варух:
Ну, Стефан вошёл в режим «дикий пафос». Да, конечно, в быту из-за веры часто случаются споры. Многие старые знакомые из реала отпадают, когда ты рос не в среде воскресников. Хорошо, есть интернеты для нахождения единомышленников. Но вообще, это все равно тепличные условия. Вот этой весной немножко серьёзно ударило, с упомянутой эпидемией. К счастью, знакомые «внешние» в большинстве поняли нашу позицию по хождению в храм во время «чумы».
Стефан:
Если выключать режим пафоса, то православие сегодня это стремление сохранить традицию веры вопреки давлению міра. Не кушать мясных салатов на новый год, иногда отказываться от походов на дни рождения, корпоративы. В общем, практика, противоположная правмирному принципу «главное, людей не есть» :))