В XIX веке большинство революционных террористов, конечно, были левыми: против них, к слову, и создан жанр антинигилизм. В основном революционеры были чужды народной массе, за исключением люмпенизированных слоёв (в России революционных агитаторов сдавали жандармам крестьяне). По крайней мере, до поры до времени. Однако на Балканах с их специфическим положением славян «меж нескольких огней» (к слову, Рутения – это ведь
Руритания, то есть клишированная балканская страна) ярко оформляется феномен национально-освободительного терроризма, самым меметичным застрельщиком которого, пожалуй, является сербская организация
«Чёрная рука».
Конечно, для сколь бы то ни было продвинутого в истории читателя – это азы, но роль этой организации как
архетипа, пожалуй, недооценена. «Чёрная рука» совместила патриотический пафос тройной отгонки с заимствованиями из
«Катехизиса революционера» С. Нечаева. Герцеговинский поэт
Владимир Гачинович (гусары, молчать) в свою очередь
вдохновлялся русскими эсерами и народовольцами, призывая к террору против австрийских вельмож. Организация не только с огромной вероятностью причастна к убийству австрийского эрцгерцога
Франца Фердинанда в Сараево, но и зверски расправилась со своей же «непопулярной» королевской четой
Обреновичей.
Об отношениях организации Аписа и Церкви практически ничего неизвестно. В
одном историческом видео упоминается о клятве при вступлении в братство, при которой фигурируют икона, череп с костями (глава Адама) и клятва на крови. Первые элементы вполне каноничны, но последнее уже выбивается из практик ортодоксии. Патриоты-славянофилы, которые одобряют организацию Аписа – что тогда плохого в чернилах с кровью «азовцев»? Ещё можно вспомнить «причастие» своей кровью на религиозно-философских собраниях декадентов в России.
Ещё на тему религии: одним из участников Сараевского убийства был босниец-мусульманин
Мехмедбашич. Не совсем понятно, насколько индоктринированный, но братание во имя революционной сверхцели налицо. Собственно, современный исламский «освободительный» террор в исполнении этнических диаспор – тоже форма национального террора. Безусловно, ислам и
по умолчанию воинственен, но воинственность бывает «lawful», как у
Саладина или
Шамиля, а бывает «ассассиновская». К слову, в
«Перелётном кабаке» пехотой злодея-реформатора становятся спрятанные в подполье (буквально) турки.