Для россиянского китча характерна в первую очередь нарочитая, гипертрофированная
клюквенность. Да-да, водка, ушанка, кокошник, балалайка, медведь. Подаётся это
типа с полным осознанием заезженности, как с
неоновой эстетикой 80-х. Для постмодернового обыгрывания матрёшка может быть, например, с кибер-имплантами. Понимаете, свежий взгляд (нет).
Культурные пласты России здесь смешаны в винегрет. Если красно-белым синтезом никого давно не удивишь, то тут могут воспевать и языческую эстетику, и образ нефтегазовой н̶о̶в̶и̶о̶п̶и̶и̶ корпорации. А улыбчивый Юрка будет соседствовать не только с шапкой Мономаха, но и криминальным шиком в стиле «Бригады». То есть всеядность жанра преодолевает даже патриотические догмы, доходя до некой
клюквосингулярности.
Православие здесь упомянуто в основном для галочки, как часть культуры, причём либо в формате богатырей и изб, либо в «тленном» – типа эстетики заброшенных храмов, что граничит с
мрачноштанным христианством. При этом присутствуют языческие и оккультные вайбы. Нет, постить в лоб козлиные головы и руны здесь не будут: это для фашистов из Азова, спонсоры и публика не поймут. Образность рашн-китч-поэзии аморфно-языческая: солнце и луна, огонь и лёд, всякие там волки, соколы, нити судьбы (примерно в этом упрекали когда-то Кинчева православные ревнители, но тут ещё и тексты в основном вторичные). Иногда встречается и едва прикрытая бесовщина, что будет показано в примерах ниже.
Выпуклая почвенность жанра сочетается даже не с чем-то современным, а претендующим на
футуризм, запомним это. То есть про богатырей будут петь не под электруху (прошлый ве-ек!), а под синтезаторы, желательно – чтоб сгенеренные нейросеткой. В имидже самих певцов могут присутствовать татухи, пирсинг, дреды, всякие киберпанк-приблуды.
Тематика жанра бывает:
бравурно-патриотической (ну, тут всё понятно; петь о внутренних проблемах России типа миграции – моветон),
тленной (панельки, заброшки, водка, сиги, балабановщина – за последние годы успело приесться),
развлекательной (помимо хоровода с балалайкой, здесь популярна эстетика сельского клуба с гопниками и эксплуатация вайбов в духе фильма «Горько!»).
Некоторые из певцов рашн-китча позиционируют себя как кающихся грешников, которые отошли от «обычного гламура» к «солидному консерватизму». Получается как правило неубедительно. Да, у метания из крайности в крайность
свои острые углы, но в случае с исполнителями китча особо и непонятно: а где граница между
прошлым и
нынешним?
Китчевцы чаще всего конъюнктурно патриотичны. Хотя есть и исключения.
А что до конкретики: один из почти железобетонных принципов жанра: писать название проекта
TRANSLITOM. Шибко патриотично (и хороший пример татарам с казахами, чьи русофобские фракции облизываются на латиницу). Возможно, делается для распространения на западе, только вот с какого рожна пиндос должен понять, что такое LAPTI, даже если написано их буквами?